Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Воскресенье, 24.11.2024
Главная » Статьи » История социологии

Концепция двух градов Августина Блаженного
В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве, В условиях кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он был, Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.

Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.

Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.

Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.

Государство должно обеспечить гражданам порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов. Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть проникнута гуманностью.

Забота о подданных и их благе дает государству право требовать от них повиновения. Без власти невозможна общественная жизнь. Власть происходит от Бога. Конечной причиной объединения людей в общество Августин считал социальную природу человека, который был создан Богом.

Важной проблемой для Августина было отношение между государством и Церковью. Каждый из этих институтов по-своему важен и необходим, и между ними существует взаимозависимость. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушал, общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям). Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви. Вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.
Категория: История социологии | Добавил: maxefi (25.12.2010)
Просмотров: 7147 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz