Главная » Статьи » История социологии |
Предпосылки возникновения социологии как науки
Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Отдельные элементы определенной системы социальных воззрений сформировались в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае. Они дошли до современности в виде законов, моральных и религиозных поучений, различных записей и представляют собой документы, в которых описывается существующее общество, некоторые отношения и институты, характерные для него. В этих источниках даются конкретные рекомендации и наставления относительно того, как людям следует себя вести, как выполнять определенные виды деятельности. Однако впервые систематизированное осмысление общества началось в античной Греции. Относительно высокий уровень экономического развития, политическая свобода и демократическая атмосфера, а также социальные контакты вне трудовых отношений позволили свободным людям этой страны не только активно участвовать в общественной жизни, но и изучать ее. После Аристотеля греческая социальная философия развивалась в русле нескольких школ: эпикурейской, кинической и стоической. Несмотря на различия, существовавшие между представителями этих школ, они характеризовались общей тенденцией - анализ общества был ими перенесен с проблематики государства (понимаемого, прежде всего, через полис или как полис) на проблематику личности и ее жизни в более широком общественном контексте, чем государство. Этот контекст они называли космополисом. В отличие от греческой философии и социальной мысли, которые и по сей день представляют собой фундаментальный и прочный вклад в человеческую мысль вообще, римская цивилизация не оставила после себя никаких значительных следов в этом отношении. Римляне лишь опирались на идеи общества, возникшие в античной Греции, но сами их не развивали. Их больше интересовали проблемы организации и правового устройства своего государства. В период Средневековья доминантной формой мышления была религия, поэтому общественная мысль была ориентирована на познание иррациональных законов, а не на объективное осознание социальной действительности. Развитие социальной мысли в Новое время сопровождалось большими надеждами на то, что после многовекового застоя наступит период экономического и духовного расцвета, свободы общества и личности. Ядро концепции просветителей составляет убеждение в решающей роли знаний и, особенно, познания «естественного порядка» для исправления социальных отношений. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека; социальные отношения должны быть приведены в гармоничное соответствие с законами окружения и человеческой природы. Таким образом, важнейшим истоком социологии явились социально-философские идеи об обществе, о его взаимоотношениях с государством, о социальных трансформациях и прогрессе. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской социальной мысли возникает реакция против социального номинализма и индивидуализма просветителей; одновременно против господствовавшего ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Различие между «естественным», сформировавшемся без участия человеческой или божественной воли, и «искусственным» начинает ощущаться все более явственно. Вместе с тем начинает восприниматься различие между обществом и государством: их уже не только не отождествляют, но и противопоставляют друг другу. С начала XIX в. понятие общества получает свое дальнейшее развитие не только в теоретических системах, но и в социальной практике, а прилагательное «общественный» («социальный») становится необычайно популярным. Активно формируются многообразные течения и школы так называемого «социального движения», которые в «обществе» видели ту «естественную силу», которая способна вновь объединить людей, т. е. осуществить то, что раньше обеспечивали традиционные религиозные верования, церковь и монархическая власть. Действительно, с точки зрения создания собственной теории, социологическая наука формировалась довольно медленно. Однако окончательный «импульс» для своего развития она получила в результате «тройной» - политической, промышленной и социальной революции, которая произошла в Западной Европе в конце XVIII в. Наиболее сильно «взбудоражила» западное общество Французская буржуазная революция 1789 г., «перевернувшая» устоявшиеся ценности. Политическое равенство граждан стало законом, который излагался в «Декларации прав человека и гражданина», но который не привел, вопреки ожиданиям, к более справедливому общественному устройству. Наоборот, он лишь подтвердил природное неравенство между людьми, а также то, что выдвижение на первый план общественного интереса служит своеобразным алиби для выражения эгоистических амбиций. Буржуазные революции в Европе привели к власти крупных купцов и финансистов, находившихся в союзе с дворянами-вигами, превратившимися в капиталистов-землевладельцев. Эта неодолимо мощная коалиция сил сделала политику достоянием лишь замкнутой касты и создала аппарат, необходимый для быстрого накопления капитала. Результатом чего и стала промышленная революция второй половины XVIII в. В XVII! в. в Европе сформировался новый эталон научности, основу которого составила ориентация на создание и развитие «естественной» науки. «Естественное» при этом понималось в трех смыслах: как свободное от всего сверхъестественного, как рациональное, основанное на чистом разуме или, как тогда выражались, естественном свете; наконец, как возможно более согласованное с новейшими успехами тогда же и возникшего механического естествознания. Общенаучным методологическим эталоном стала физика, особенно такой ее раздел, как механика. Следует иметь в виду, что в XVI-XVIII вв. термин «физика» имел гораздо более широкое значение, чем впоследствии. Им обозначали изучение всех природных объектов. Практически в том же значении, что и физика, использовался и термин «физиология», также применявшийся ко всей науке в целом. Таким образом, «физика» и «физиология» представляли собой определенный, «естественный» способ видения всего мира, включая мир человека и общества. Принципы механического естествознания, тесно связанного с математикой и техникой, во многом были разработаны и применены в трудах великих ученых —творцов научной революции. Важной особенностью этого естественнонаучного мировоззрения, отличавшей его, в частности, от прежней натурфилософии, была переориентация с онтологической проблематики на методологическую, или, еще шире, эпистемологическую. Наука этого времени уже исследует не только и не столько бытие «само по себе», сколько его соотношение с познанием, пути и средства его познания, фактора достоверности и истинности знания. К перечисленным особенностям развития науки со второй половины XVIII в. следует добавить и стремление рассматривать исследуемые явления исторически как стадии развития, причем развития главным образом прогрессивного. Так, идея прогрессивного развития к началу XIX в. становится важной общенаучной идеей. Идеи о прогрессивном историческом развитии мира обусловили становление и последующее развитие целой группы соответствующих методов: историко-генетического, сравнительно-исторического, метода «сопутствующих изменений» и т. д. Таким образом, к началу XIX в. бесчисленные хаотичные данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т. е, сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой - с практикой, что также послужило источником развития позитивного подхода к анализу социальных явлений. Результатом социально-политических перемен, развития промышленности, а также слияния науки с практикой стала и социальная эволюция. В Западной Европе были установлены новые социальные отношения — отношения собственности. Их развитие обусловило разделение труда и классовую дифференциацию (появилась быстро растущая и довольно сильная буржуазия, а вместе с ней - пролетариат), что, в свою очередь, дало толчок развитию экономической науки. Поскольку большинство из экономистов рассматривали рыночные отношения, так же как и само общество, в позитивном свете, то их основной задачей стала не критика существующего общественного строя, а просто сбор «социальных» данных. Их главной целью было снабдить правящие круги фактическим материалом, который был необходим, чтобы понять, как функционирует общество и пытаться эффективно управлять им. Это и предопределило широкое распространение социально-статистических и социально-экономических обследований, составивших, в дальнейшем, основу для развития социологической науки. Существенное влияние на становление социологической науки оказали взгляды социалистов-утопистов конца XVIII - начала XIX в., которые пытались не только теоретически осмыслить и критиковать современное им общество, но и наметить пути его коренного преобразования. Таким образом, быстрое развитие капитализма и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснения социальных феноменов. | |
Просмотров: 17097 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0 | |