Главная » Статьи » История социологии |
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) известен не только как всемирно значимый философ, но и как основоположник ряда наук -логики, этики, других отраслей знания. Будучи учеником Платона, в своих трактатах («Политика», «Никомахова этика» и др.) он развил традицию понимания общества как государства. По его мнению, «государство - продукт естественного возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, этот, кто... живет вне государства, -либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без имени, вне законов, без очага"; такой человек по природе своей только и жаждет войны». Поставленный Сократом вопрос о соотношении общества и индивида Аристотель решает в духе Платона - однозначно отдает приоритет обществу-государству. Для него очевидно, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому».Углубляя идеи учителя, Аристотель внес в них существенные дополнения и коррективы, Сущность общественной жизни он усматривал не столько в государственном ее оформлении, сколько во властных отношениях общества-государства. Наличие власти и деление людей на тех, кто властвует и кто подчиняется, Аристотель считает естественным законом природы и общества. Отношения господства-подчинения детерминированы природой государства и человека как политического существа. Эти отношения извечны и полезны как государству, так и отдельному человеку. На этом основании Аристотель оценивает рабовладение как благо и проявление справедливости. Тем не менее он ратовал за улучшение общества, в котором жил. Оно нуждалось, по Аристотелю, в политическом и этическом совершенствовании. Аристотеля весьма тревожил факт учащения конфликтов (по его терминологии «распрей») между гражданами городов-полисов. Основную их причину он видел в наличии таких форм правления, которые давали возможность своекорыстного использования власти, нарушения справедливости в распределении имущества и почестей. Дальнейший рост тщеславия, стремления к богатству и почестям знатных людей вызывает недовольство простых граждан, их недоброжелательство и злобу, что угрожает гибелью государству. Поэтому Аристотель призывал к установлению власти, служащей всему народу и обществу. При этом рабы во внимание не принимались, под народом подразумевались только свободные граждане, организованные в государство. Основным путем совершенствования форм правления общества-государства Аристотель признает добровольное и осознанное воздержание всех граждан, правителей, прежде всего, от pleonexia, т. е. от привилегий и преимуществ, получаемых от близости к власти. Этот путь представлялся как вполне реальный, ибо, став политическим существом, человек приобретал чувство справедливости, без труда отличал справедливое от несправедливого, мог уменьшить свои несправедливые и увеличить свои справедливые деяния. Этот тезис составляет основу аристотелевой идеи этического совершенствования общества. Не углубляясь далее в этическое учение Аристотеля, сформулируем вывод, нужный для выяснения его вклада в социальную теорию. Аристотель превзошел своих предшественников потому, что не ограничился отождествлением общества и государства, а фактически начал структурировать общественные взаимодействия людей, выделив в них, наряду с политическими, отношения этического характера. При этом, правда, политика осознается как приоритетная ценность, а этические отношения как производные от политических. Синтезировав идеи своих предшественников, Аристотель поставил перед своими последователями весьма важный для всего последующего обществознания вопрос о типах общностей людей, или, по его терминологии, о формах дружбы людей. Он четко отличал государство, поселение, племя, род и семью, оценивая государство в качестве основной образующей общество формы, но не исключал возможности появления иных общностей людей. В качестве общего вывода можно отметить, что обществоведческие взгляды мыслителей Древней Греции: во-первых, опирались на представления об обществе, сформировавшиеся при первобытном строе, так или иначе, развивали их; во-вторых, отражали произошедшие к тому времени общественные перемены; в-третьих, облекались в философскую форму, четко не отделялись от философского осмысления природы; в-четвертых, крайне противоречили друг другу по осям «материализм-идеализм», «атеизм-религиозность», «индивидуализм-коллективизм»; в-пятых, зачастую имели характер утопий, благих и несбыточных желаний; в-шестых, представляли собой особую и важную ступень на пути становления общесгвознания вообще, социологии в том числе. | |
Просмотров: 2789 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |