Главная » Статьи » История социологии |
Социально-философские взгляды христианских мыслителей отличались разнообразием и сочетанием древних мифологических мотивов, элементов греческой философии и собственно христианских идей. От мифологического мышления христианство унаследовало идею сакрального социального порядка: порядок в обществе понимался как отражение «порядка на небесах», иерархии небесных сил. Христианских мыслителей волновала также проблема несправедливости, зла, пронизывающих человеческое общество, «неправедности» таких институтов, как рабство (ведь христианство возникает в пределах Римской империи, где рабство было нормой) и жестокой государственной власти. Христианские мыслители объясняли наличие зла в обществе греховностью человеческой природы, а необходимость государственной власти - борьбой с этой греховностью. Христианство эпохи средневековья, особенно раннего, вполне уживалось с языческой верой в священность политических вождей. Так, французские короли наделялись волшебной способностью излечивать некоторые болезни. В то же время христианству принадлежит революционная для того времени идея о разделении светской, политической власти и власти духовной (эта идея находит обоснование в словах Христа: воздайте «кесарево кесарю, а Божие Богу»). В обществах средневековой Европы эта идея воплотилась в разделении и постоянном соперничестве императорской, светской власти и власти Церкви, власти духовной (хотя каждая из властей стремилась к тому, чтобы стать всеобъемлющей). Восточное христианство, т. е. Церковь, существовавшая в пределах Восточной Римской империи (Византии), эту идею не восприняла. Церковь была тесно связана с властью императора, и сам император считался фигурой сакральной (что также являлось пережитком мифологического мышления). В эпоху Средневековья продолжали существовать и социальные теории, созданные в античности. Подробнее, социально-философские взгляды двух крупнейших христианских мыслителей - Августина Аврелия (Блаженного) и Фомы Аквинского. Августин (354-430 гг.) стоит у истоков Средневековья, Фома (1225-1274) завершает эту эпоху. Оба находились под определяющим влиянием античной философии и христианского вероучения. | |
Просмотров: 1303 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |