Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Среда, 27.11.2024
Главная » Статьи » История социологии

Социально-политическая мысль Древнего Рима

Социально-политическая мысль Древнего Рима во многом основывалась на достижениях греческой философии. Назовем видного римского мыслителя Лукреция. Опираясь на идеи эпикурейской школы греческой философии, он выделял несколько периодов в развитии человеческого общества: догосударственное состояние, эпоху царей, учивших людей полезным новшествам и основывавшим первые города, и, наконец, государственную, полисную стадию. Римлянами был создан выдающийся памятник социально-правовой мысли - так называемое римское право.

Чтобы создать этот свод законов (создавался он довольно длительное время, отражая разные стадии развития общества), необходимо было провести детальный анализ своего общества. Другой вклад римлян - не столько в социальную теорию, сколько в социально-политическую практику, - идея империи, единого политического организма, охватывающего множество народов под властью единого центра. К завоеванию других народов, подчинению одному правителю огромных территорий стремились многие древние властители. Но римлянам принадлежит религиозно-философское осмысление этого процесса, идеологическое обоснование власти Рима над покоренными народами. Идея Священной Римской империи господствовала над сознанием политических деятелей эпохи европейского Средневековья.

История социально-политических и правовых учений Древнего Рима связана, прежде всего, с именами Цицерона (106-43 до н. э.) и представителей школы римских юристов Уль-пиана, Мидестина и других (I-III вв.). Крупнейшей фигурой был, несомненно, Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима. Что бы ни делал Цицерон - выступал ли он в роли обвинителя или защитника по конкретным делам в римском сенате или на народных собраниях, выполнял ли возложенные на него государственные обязанности или писал научные трактаты — главной его заботой было римское государство. Его социально-политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях: «О государстве», «О законах» и «Об обязанностях». Он был первым, кто ввел в научный обиход юридические понятия гражданина как субъекта права и государства как правового общения (juriris socielatis).

При этом, в отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что естественное право (истинный закон) и государство неотделимы, возникают одновременно, Цицерон полагал, что сначала возникает естественное право, а уже лотом появляются государство и писаный закон.

Признавая приоритет естественного закона над всем сущим, Цицерон видел в нем не только причину того, что происходит в социальной жизни людей, но и образец, в соответствии с которым должно формироваться законодательство государства. Благодаря разуму, люди имеют возможность обретать знания о высшем, божественном праве, о его требованиях и запретах. Поскольку миропорядку в целом присущи устойчивость и законосообразность, то человек тоже обязан стремиться к разумной сдержанности своих проявлений, обуздывать стихийные порывы своих страстей, соотносить все поступки с представлениями о мере, порядке и гармонии. В свою очередь мера и порядок должны быть ориентированы на благо государства и общества. Человек, руководствующийся нормами морали и права, обеспечивает себе устойчивое положение и в государстве, и внутри космического миропорядка.

Человеком движут четыре основных стремления, которые являются одновременно и его способностями, - это стремление к истине, порядку, величию и благопристойности. На основе стремления к порядку, под которым Цицерон подразумевал, в первую очередь, общественный порядок, формируется сознание справедливости, способность ценить ее и ориентироваться на нее. Ориентация на справедливость естественна для человеческого разума, поэтому все, что связано с готовностью людей созидать справедливый общественный порядок, Цицерон называл естественным правом.

В основе естественного права лежит вечный, неписанный закон, который люди как бы вдыхают вместе с воздухом природы, т. е. усваивают его самопроизвольно, бессознательно. Этот естественный закон в свою очередь восходит к божественному Разуму. Человек не в состоянии каким-либо образом воздействовать на них. Никто из смертных - ни народы, ни властелины не могут их изменить или, тем более, отменить. Во всех уголках мира, во все времена этот закон довлел и всегда будет довлеть над людьми.

Как юрист и опытный администратор он говорил: «Государство - это общество закона. Хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но, по крайней мере, права перед законом должны быть равными».

Цицерон определял государство как достояние народа, строго различая при этом понятия «римский народ» и «толпа». По его мнению, народ представляет собой такое объединение людей, которое основано на общности права и на общей пользе. К «толпе» же он не питал уважения, упрекая ее в непостоянстве, склонности к мятежам и прочим неправомерным действиям, наносящим ущерб государству. Различая три простые формы правления - царскую власть, власть оптиматов (аристократов) и народную власть (демократию), и видя в каждой из них свои «плюсы»: «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы». - Цицерон выступал за смешанную форму государства как самую разумную, в которой действовали бы все эти плюсы.

Его речи, как обвинительные, так и в защиту определенных лиц, - настоящие шедевры ораторского искусства.

Римские юристы более детально и глубоко разработали вопрос о рабстве, нежели греческие философы. Это и понятно. Философское понимание рабства в Древней Греции соотносилось с рамками города-государства.

Юридическое понимание рабства в Древнем Риме сложилось в условиях огромной империи, в которой было много рабов, нередко восстававших с оружием в руках против своих поработителей. Ко времени максимального территориального расширения Римской империи в правление императора Траяна (98-117 н. э.) в ее состав, помимо Италии и островов Средиземного моря, входили: Британия (современная Англия), Галлия (современные территории Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии), Испания, Австрия, Венгрия, Югославия, Албания, Болгария, Румыния, Македония, Греции, Малая Азия, северная часть Аравии, Турция, Иран, частично Ирак, Грузия, Армения, Азербайджан, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Ливия. Со II в. н. э. территория Римской империи под натиском соседних государств и племен начинает сокращаться. Знаменитое восстание Спартака (74-71 до н. э.) заставило могучий Рим напрячь все свои силы, чтобы одолеть армию рабов.

I—III вв. н. э, - пик могущества римского государства, которое, продолжая называться Республикой; превратилось по сути дела в абсолютную монархию. Римскому императору Октавиану сенат преподнес почетнейшее звание Август, что значило «священный». Римские юристы получили большие привилегии и вошли в ближайшее окружение императоров. Ульпиан и Папиниан были даже первыми лицами после императора.

Понятно, что многие из них пытались юридически обосновать неограниченную власть римских цезарей и оправдать их произвол. Ульпиан так прямо и писал: «Что угодно принцепсу, имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору». Пройдет не так уж много времени и на эти положения Ульпиана будут ссылаться средневековые юристы, обосновывая притязания германских императоров на абсолютную власть. В заслугу римским юристам можно отнести их попытки сформулировать определение юридической нормы (Павел), дать классификацию и деление юридических норм (Модестин). установить различие понятий субъективного и объективного права.

Следующий этап развития социально-философской мысли связан с распространением христианства.

Категория: История социологии | Добавил: Neskvik (25.12.2010)
Просмотров: 6739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz