Главная » Статьи » История социологии |
Социологические идеи Ш. Монтескье
Первое место в ряду непосредственных предшественников социологии занимает Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он начал изучение проблем так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств, известные человеческой истории. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов. В своем труде «О духе законов» Монтескье показал, что, во-первых, за многообразием случайных явлений, обычаев, нравов, привычек, идей кроются глубокие причины, вызванные и самой природой вещей, т. е. объективные законы; во-вторых, все социальные явления можно объединить в типовые группы. Он выделяет три вида законов — гражданские, уголовные и политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы, однако, в полной мере не была им реализована. Понятия законов он часто смешивает, детерминистские объяснения нередко подменяет философско-морализаторскими. Монтескье развивает идеи Н. Макиавелли о формах правлении, различает монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, «в руках всего народа или части его» находится верховная власть. Оригинальность и заслуга Монтескье в изучении форм правления заключена, прежде всего, в том, что он установил их зависимость от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций, господствующего среди населения «чувства», определяющего «принцип правления». Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и господства «чувства добродетели». (Имеется в виду не моральная, а сугубо политическая добродетель, основанная на уважении к законам, на преданности индивидуума коллективу.) Это значит не то, что все граждане республики реально добродетельны, а то, что республика может процветать лишь в той мере, в какой добродетельны ее граждане. Монархическое государство более вероятно в странах со средней величиной территории и численности населения страны, предполагает существование чинов, преимуществ, сословного неравенства, предпочтений, а потому господства «чувства чести». Честолюбие, вредное в республике, благотворно в монархии. Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг другом. По мнению Монтескье, ни одну форму правления нельзя объяснить действенностью только какого-то одного фактора. Он поднимается до высот социологического мышления, когда говорит о взаимодействии разнообразных причин. Но падает с этих высот, ограничиваясь общефилософскими рассуждениями о слитности этих причин, их «беспорядочном многообразии» и необходимости их «осмысленного порядка», вводя сомнительные и неопределенные категории (типа «дух законов», «дух нации», «дух народа») для обозначения результата взаимодействия природных, социальных, экономических, моральных, идеологических и психологических факторов. Монтескье не мог проигнорировать модную в его время теорию естественных прав человека. Он критикует Гоббса за идею «войны всех против всех», постулируя в качестве естественных нрав людей, «стремление добывать себе пищу», «желание жить в обществе», «мир», «просьбу, обращенную одним человеком к другому». По его мнению, «дообщественный человек», т. е. человек сам по себе, представленный изолированно от общества, не может быть враждебен другому человеку. Война — явление не человеческое, а социальное. От общества, а не от естественной природы человека происходит и неравенство людей. Пока будет общество, будут и войны, и неравенство, и несправедливость. Но все эти пороки можно и нужно смягчить (умерить), что и должно быть целью политического правления, обеспечивающего жизнедеятельность общества путем достижения равновесия социальных сил. | |
Просмотров: 5730 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |