Главная » Статьи » История социологии |
Социологические взгляды представителей немецкой классической философии
Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант (1724—1804). Он родился в семье ремесленника, окончил гимназию и университет в Кенигсберге, ректором которого он впоследствии стал. Один из величайших мыслителей, чьи идеи сохранили свое значение до настоящего времени, Кант обладал широкими научно-философскими интересами. К числу его наиболее выдающихся работ принадлежат «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Как и его предшественники, Кант исследовал реальные человеческие отношения, проблемы личности, вопросы моральной оценки поступков людей, этические нормы и принципы. Эти идеи нашли свое отражение в концепции «категорического императива», согласно которому человек должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать принципом всеобщего законодательства. Основное этическое произведение Канта «Критика практического разума» позволяет утверждать, что исходной предпосылкой его этики является сложившееся у него под влиянием идей Руссо убеждение, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, даже если это задачи всеобщего благоденствия. Эта концепция Канта об абсолютном достоинстве и ценности каждой личности вполне соответствовала декларациям идеологов Французской буржуазной революции о всеобщих и неотъемлемых правах человека и гражданина, что является одной из ключевых гуманистических социологических идей. Кант утверждал, что моральный закон может быть только формальным. Если бы в формулировку нравственных законов входило указание на характер действий человека, то такие законы никогда не могли бы получить безусловное необходимое значение. Предписания такого закона были бы всего лишь условными, гипотетическими, в то время как он должен дать безусловное предписание - «категорический императив». Закон требует, чтобы каждый индивид, независимо от содержания его действий, поступал так, чтобы его личное поведение могло стать правилом поведения для других. Кант четко отделял сознание нравственного долга от чувства, эмпирических склонностей к исполнению нравственного закона. Он считал, что если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет естественная склонность, то такое поведение может быть названо только легальным, но еще не моральным. Моральный же поступок будет лишь тогда, когда он совершается единственно из уважения к нравственному закону. Таким образом, в концепции Канта прослеживается различие морального и легального в поведении человека. В случае конфликта между этими формами поведения, по мнению Канта, человек должен руководствоваться только нравственным долгом. Социологические взгляды Канта носят характерный для него компромиссный характер. Он противник революционной борьбы масс, сторонник реформаторства. Основной призыв Канта - моральное совершенствование человека и человечества. Кант защищает частную собственность, считает ее наличие у людей «естественным состоянием». Анализируя проблемы социального равенства, Кант приходит к выводу, что люди равны лишь постольку, поскольку они созданы единой природой. Отсюда социальная структура общества делится на «граждан» и «только подданных», к последним Кант относит трудящиеся массы. Взгляды Канта на общественные отношения представлены в его труде «О вечном мире» (1795), где он обосновывает необходимость установления мира между народами и весьма критически оценивает военные авантюры правителей Пруссии. Идеи Канта нашли свое дальнейшее развитие во взглядах пацифистов - противников разрешения конфликтов посредством войны. Крупнейшим представителем классической немецкой философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Он родился в Штутгарте в семье чиновника. Высшее образование получил в Тюбингенском теологическом институте. Основной заслугой Гегеля является создание диалектического метода, применимого практически во всех социальных сферах знания и науках. Диалектический метод Гегеля вступил в противоречие с метафизической системой познания, отрицавшей развитие в объективной действительности. Однако именно социальная реальность - бурные исторические события его эпохи - послужила идейной основой развития нового, диалектического взгляда на мир, человеческие; отношения, что подтверждает идею интегративности социологического познания и самого процесса развития социального мира. Впервые в истории цивилизации весь естественный, исторический и духовный мир был представлен в виде процесса, т. е. в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. При этом Гегель сделал попытку раскрыть и внутреннюю связь этого движения и развития. Объективный идеалист Гегель был непримиримым противником материализма и убежденным защитником религии. Развитие действительности, писал Гегель, подчинено необходимости, а значит все действительное «может произойти только так, а не как-нибудь иначе». Для социологии наибольшее значение представляет второй раздел логики Гегеля, где анализируется проблема противоречия и связанных с ней категорий. Противоречие, по Гегелю, «корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». При этом именно противоречие Гегель рассматривает как источник самодвижения и саморазвития. Большое методологическое значение имеет анализ понятия «деятельность», которую Гегель определяет как заключительное звено в процессе превращения реальной возможности в действительность. Но как идеалист Гегель признавал истинной лишь духовно-творческую деятельность. В рамках идеалистического мировоззрения Гегель дал глубокое толкование диалектики необходимости и случайности, определяя случайное «как нечто такое, что может быть и может также и не быть, которое может быть таким, а также и другим, чье бытие или небытие, бытие такого или другого рода имеет свое основание не в нем самом, а в другом,». Отсюда, по Гегелю, вытекает диалектическое взаимоотношение между понятиями случайности и необходимости в общественном развитии, которые не только не исключают, а наоборот, обусловливают друг друга. Можно ли представить себе социологический анализ без глубокого научного осмысления Гегелем проблем каузальности (причинности) и взаимодействия? И та, и другая категории в социологии являются основополагающими. Например, изучая такое социальное явление, как преступность, мы неминуемо обращаемся к анализу ее причин, а следовательно, познанию сущностей более глубокого порядка, а не просто поверхностного фиксирования факта преступного действия. В этом анализе мы опять-таки можем опираться на идеи Гегеля, который считал, что действие «не содержит в себе вообще ничего такого, что не содержит в себе причина», что одна и та же вещь оказывается причиной в одном случае и действием в другом. Каузальные отношения в их полном развитии он понимает как взаимодействия. Если взаимодействие включает в себя все богатство опосредованных идей в сфере бытия и в сфере сущности, то, по его мнению, именно в этом случае оно превращается в понятие. Изложенная в «Философии духа», «Эстетике» и «Философии истории» гегелевская концепция теории общества доказывает, что существует закономерность исторического процесса и что гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные и философские идеи прошли длительный путь исторического развития и изменения. Согласно его учению, семья и гражданское общество - лишь конечные формы объективного духа, истиной которого оказывается его бесконечная форма - государство. Идеальный вариант семьи Гегель связывает с господством мужчины, обязанность женщины - рожать и воспитывать детей, владеть собственностью, вести домашнее хозяйство. Его социологическая концепция гражданского общества базируется на «системе потребностей», частной собственности, которую охраняют правосудие и полиция. Гегель выступал против демократических идей политической свободы, считал идеальным образцом государственности прусское общество. Неоценимый вклад внес Гегель в теорию социальных систем и системного анализа. Хотя основы системного мышления, т. е. представления о мире как определенной целостности взаимосвязанных частей, появляются, начиная с Аристотеля, но только в трудах Гегеля понятие «целостность» предстает перед нами в форме научной, логически завершенной концепции. Он считал, что целое есть всегда нечто большее, чем сумма частей, так как именно оно определяет природу частей, и поэтому части не могут быть познаны без рассмотрения их целого, так как находятся в состоянии взаимозависимости и взаимосвязи. Эти методологические идеи Гегеля нашли своеобразное продолжение в социологии: в «органическом целом» Конта, «органицизме» Спенсера, «функционализме» Р. Мертона и Т. Парсонса. Научный вклад Гегеля был настолько весомым, что уже в XIX в. возникло целое научное направление — гегельянство. Однако внутренняя противоречивость многих его положений привела к тому, что его идеи стали использоваться различными научными и политическими направлениями, ведущими между собой не только научную дискуссию, но и политическую борьбу. | |
Просмотров: 4754 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |