Главная » Статьи » История социологии |
Социологическое знание в социальной утопии Платона
Платон (428/427-348/347 гг. до н. э.) существенно развил одну из идей своего учителя Сократа, согласно которой общество понимается как государство. Историческими предпосылками отождествления государства с обществом явились древнегреческие города-полисы, создаваемые для защиты от врагов, колонизации новых земель, обеспечения мореплавания и торговли. Разбросанные на большом расстоянии друг от друга по побережьям Средиземного, Эгейского, Мраморного и Черного морей древнегреческие города жили автономной жизнью, являясь по сути дела самостоятельными государствами, номинально подчиненными Афинам. Политическая организация этих городов была разнообразной: где-то существовали демократии, где-то властвовала аристократия, а где-то появлялись монархи - единоличные правители. Общественно-политическая жизнь городов-полисов определялась борьбой за власть различных группировок граждан, особой ролью воинов, бесправием рабов, многочисленными пережитками общинного устройства, в том числе кровнородственных связей. Для людей, живших в таких городах, социальной реальностью являлись внутригородские отношения, особую роль в которых играли взаимоотношения, складывающиеся по поводу власти. Поэтому в сознании граждан городов-полисов общественная и политическая жизнь сливалась в нечто единое, понятия «общество» и «государство» уравнивались. Эта особенность общественного сознания древних греков нашла отражение во многих философских диалогах Платона («Государство»). Именно в нем положено начало традиции отождествления общества и государства, длительное время просуществовавшей в истории социальной мысли. Однако Платон, характеризуя общественную жизнь в городах-полисах, отмечал, что в ней есть нечто, что не регулируется государством, выходит за его рамки. Эту часть общественной жизни он обозначал частной жизнью, используя в связи с этим понятие «частное общество» и другие термины, близкие по смыслу к названному. Развитие этой мысли последователями Платона привело к созданию одной из основополагающих в социологии теорий - концепции гражданского общества. В другом трактате («Законы») Платон проявил себя как идеолог рабовладения и выразитель интересов афинской аристократии. Здесь он изобразил свою мечту об идеальном обществе-государстве. Править им должны «философы» (аристократы духа), охранять его - «воины» и «стражи», а работать в нем - свободные «ремесленники» и рабы. При этом рабы являются собственностью свободных граждан, не имеют частной жизни, их поведение по всем статьям жестко контролируется государством. Частная жизнь аристократов практически не ограничивается. Но в этом государстве действуют законы, позволяющие регулировать частную жизнь всех других категорий свободных граждан, «ремесленников» особенно. Идеал Платона, безусловно, утопичен и совершенно не привлекателен современникам. Тем не менее, он заслуживает внимания. Прежде всего потому, что отражает один из начальных уровней осмысления общества, основанный на: уподоблении общества его государственному устройству; признании общественно образующей роли разделения труда. | |
Просмотров: 1996 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |