Главная » Статьи » Общая социология |
Человек как предмет социально-антропологического анализа
Основу любого общества составляют индивиды, которые находятся между собою в постоянных социальных связях и взаимодействиях. Поэтому анализ общества и всей его системы должен начинаться с понимания того, что представляет собой конкретный индивид как единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и культурных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. На протяжении многих веков человечество пыталось разрешить загадку о сущности человека, его поведении и взаимодействии с другими людьми в обществе. Многие науки, а также мыслители, ученые, писатели, поэты и философы, рассматривая человека в контексте своей эпохи, оставили нам основные подходы к пониманию сущности человека. Однако они не могли научно объяснить социальной природы человека, поскольку рассматривали человека сквозь призму какой-либо одной конкретной науки. На современном этапе проблема взаимосвязи человека и общества рассматривается такой отраслью знания, как социальная антропология. Понятие «антропология» происходит от двух греческих слов. «Антропос» - что значит «человек», а «логос» - означает «наука». Исходя из этимологии, антропология есть наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку, его бытию. Следовательно, человек – исходный пункт антропологического знания. На стыке многих других наук, изучающих человека, возникла молодая отрасль антропологического знания - социальная антропология. Предмет социальной антропологии. Сегодня предмет этой науки уточняется. Появились статьи, книги, в которых изучаются различные подходы к предмету социальной антропологии. Вот что пишут по этому поводу Пуляев В.Т. и Шаронов В.В.: «социальная антропология в первом приближении может быть определена как учение о внутреннем мире человека, обеспечивающем его субъективность, его активность как творца социального мира» Предметом социальной антропологии должен быть целостный человек, все богатство его связей, открытых и неоткрытых взаимодействий человека и общества. В целом можно сказать так: предмет социальной антропологии – это социальный человек, связанный с обществом через систему социальных связей и взаимодействий. Понимание человека как целостного существа традиционно начинался с изучения его как природного и социального существа. Поэтому человек обычно определяется как биосоциальное существо. Тем не менее, взгляды этих представителей, кто говорил о "биосоциальной природе человека" подвергались критике. Их обвиняли в "дуализме", несовместимом с "материалистическим монизмом". Такое положение объяснялось тем, что социологическая редукция сущности человека была реакцией на ее биологизаторскую редукцию. Очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими истинно диалектическое и противоречивое единство. Однако в этой формуле нет третьей стороны, которая бы органически соединяла в человеке природные и социальные его качества. Понятие социальной сущности человека должно рассматриваться как со стороны сущности, так и существования. Такой стороной, охватывающей человека как целостное бытие в его реальном существовании, является человеческая культура. Известно, что термин "культура" принадлежит к числу многозначных понятий, которое порождает разные смыслы. Потому необходимо подчеркнуть, что под "культурой" следует понимать всю полноту биологически не детерминированных качеств человека, способов его деятельности и их предметного воплощения. Такое понимание "культуры", органически связывает эти три "мира" — мир природы, мир общества и мир культуры. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный "кентавр", а как существо трехстороннее — био-социо-культурное. Таким образом, человек является сложной био-социо-культурной системой. Его изучение предполагает: во-первых, познание целостности человеческого бытия, которое проявляется в единстве его сущности и существования. Это значит, что социальную сущность человека надо рассматривать в единстве общего, особенного и единичного. Основные определения и модели процесса коммуникации Социальная коммуникация это: передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). Модель по Г. Лассуэлу: В процессе коммуникации выделяют 5 элементов: Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение) Что - сообщение Как - способ передачи сообщения, канал Кому - аудитория, которой адресуется сообщение Зачем - с каким эффектом, эффективность Какие бывают эффекты: поведенческий эффект оценочные (аксиологические) эффекты эмоциональный эффект - влияние на страсти человека познавательный (когнитивный) эффект Виды социальной коммуникации По характеру аудитории: межличностная (индивидуализированная) специализированная (групповая) массовая По источнику сообщения: официальная (формальная) неформальная По каналу передач: вербальная невербальная Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации. Социальный стереотип Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими. Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно. Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки. Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения. Общественное мнение Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях. Информационные барьеры Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Возможные информационные барьеры: технические психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи) знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте) ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации) Слухи как пример неформальной коммуникации Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям (слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель Факторы распространения слухов: проблемная ситуация, создающая информационную потребность неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность уровень тревожности индивидов Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы. Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия) а) индивидуальный уровень адаптация к среде дезинтеграция индивида б) групповой уровень сплочение разобщение в) массовый уровень изменения общественного мнения и коллективного поведения Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации | |
Просмотров: 2449 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |