Главная » Статьи » Общая социология |
Этико-социологическое направление в русской социологии
Психологическое направление в русской социологии Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX — начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Ярким представителем психологического направления был Е.В. Де Роберти – представитель позитивистской философии. С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Психическая деятельность людей, тесно связанная с социальной деятельностью, развивается под влиянием биологических факторов. Де Роберти выделял индивидуальную и коллективную психику. Под коллективной психологией он понимал психологию народов и масс. По его мнению, коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности. Этико-социологическое направление К представителям этого направления относят П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, С.Н. Южакова и других социологов конца ХIХ века. Развитие данного направления в социологии России начинается с теоретических концепций философа, историка, социолога П.Л. Лаврова (1828-1900) и видного социолога, литературного критика, публициста Н.К. Михайловского (1842-1904) Творчество социолога П.А. Лаврова (1828-1900) — значительное событие в русской и европейской культуре. Лавров был разносторонне одаренной личностью: математиком, историком, антропологом, философом, литературоведом, публицистом и социологом. Социологию (обществоведение) Лавров относил к разряду феноменологических наук, ставя ее в один ряд с геометрией, механикой, группой физико-химических дисциплин, биологией, психологией и этикой. Уделяя огромное внимание разработке концепции личности, Лавров считал человека центром социального развития общества, рассматривал личность в "ее психологических данных". Именно этот подход придавал социологии П.Л. Лаврова психологическую направленность. Лавров стремился выяснить, от чего зависит поступок человека, понять глубинное содержание фактора социального прогресса. В свете этого он выделяет четыре побудительных причины деятельности личности: обычаи, аффекты, интересы и убеждения Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. Основную задачу социологии Михайловский видел в исследовании личности во всех ее проявлениях (биологических, психологических, социальных) и на этом основании — в установлении факторов, способствующих формированию ее социального облика и идеала. Все это он обозначал термином "борьба за индивидуальность". Всесторонний научный анализ проблем личности привел Н.К. Михайловского к психологическому обоснованию социологии, в котором ему по праву принадлежит ведущее место в мировой науке. Особенно значительна роль Михайловского в области психологического обоснования социологии, критики позиций дарвинизма. Михайловский доказал, что понятие социального идеала не может анализироваться в контексте естественного отбора и приспособительного поведения, что здесь требуется иной подход, базирующийся на действии исторических законов. Человечество намного сложнее, чем это утверждали органицисты и социал-дарвинисты. Михайловский писал, что человек не является простой клеточкой общественного организма; он и не ;простой продукт среды; некая величина, которой можно пренебречь. В его теории личности герой — главная историческая фигура, он увлекает своим примером толпу, помогает ей пре-одолеть физическую и духовную скудость жизни, на которую человеческая масса обрекается в современном мире. Дальнейшее развитие психологическое направление в социологии России получило в трудах С.Н. Южакова (1849-1910), видного экономиста, социолога и публициста. Его социологические взгляды сформировались под воздействием идей Лаврова и Михайловского, особенно теории "борьбы за индивидуальность". Не меньшее влияние на Южакова оказали классические позитивисты Конт и Спенсер. Южаков ставил перед собой задачу дать синтетическую картину общества, проанализировать его со стороны структуры и исторического развития. В этой концепции проявились и психологические ориентации Южакова. Он считал, что общество подвластно трем типам законов: законам общественной жизни как частным случаям общемировых законов; признавал действенными в общественной жизни некоторые биологические законы; выделял общественные процессы, носящие специфический характер, которые подчиняются законам "индивидуальности" и "психического" . Как часть физического мира, отмечает он, общество имеет агрегатное состояние. Ему присуща способность накопления и отдачи энергии — "интеграция и дезинтеграция". Оно генетически связано с органическими процессами, что проявляется в сложной агрегатной структуре общества, в ассимиляции и диссимиляции, распространении ряда биологических законов на общество. Основными силами в развитии общества Южаков считал личность и социальную среду, которую отождествлял с понятием "культура". Социология Южакова развивалась в русле так называемой субъективной школы, сторонники которой совершенно справедливо считали личность своеобразным фокусом основных социальных проблем общества. При этом Южаков признавал взаимосвязь всех общественных явлений и процессов. Не менее заметным представителем классического психологического направления в социологии был видный русский историк и социолог Н.И. Кареев (1850-1931). По своим поли-тическим убеждениям он принадлежал к буржуазным либералам, был активным членом партии кадетов, участвовал в I Государственной думе. Кареев весьма критически оценивал марксизм, считал его "односторонним" учением, гипертрофирующим экономику, неразработанным и догматическим. Общество в социологии Кареева выступает как "надоргаиическая среда", сложная система психических и практических взаимодействий индивидов. Эту среду он подразделяет на социальную организацию и культурные группы, которые являются предметом индивидуальной психологии, так как предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям, стремлениям. Что касается культурных групп, то их отличительные признаки зависят не от природных свойств человека, а от процесса формирования личности, привычек, воспитания, подражания. Как и его предшественники, Кареев интересуется теорией исторического прогресса. В его концепции прогресс включает в себя пять компонентов: умственный прогресс связан с воспитанием способностей и формированием духовных интересов; нравственный прогресс, определяющий нравственное содержание деятельности личности; политический прогресс, предполагающий развитие свободы и улучшение состояния государства; юридический прогресс, создающий предпосылки для развития равенства и справедливости; прогресс экономический, предполагающий развитие кооперации и солидарности | |
Просмотров: 5153 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |