Главная » Статьи » Общая социология |
Позитивистское направление в русской социологии
Фактическое знакомство российской общественности с идеями Огюста Конта относится к 1865 году, когда появились статьи Э. К. Ватсона в "Современнике" и Д.И. Писарева и П.Л. Лаврова в "Отечественных записках". У истоков отечественной социологии стояли такие крупные исследователи, как М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Н.К. Михайловский, С.И. Южаков, П.А. Сорокин и др. Как и вся мировая наука, отечественная социология испытала на себе влияние социальной философии и разнообразных научных социологических школ и направлений. Выдающийся отечественный социолог Н.И. Кареев (1850-1931) отмечал, что под влиянием эволюционных идей Спенсера, Дарвина, Маркса русская социология пошла "по той дороге, которую перед новой наукой открыл Конт". Известный российский социолог М.М. Ковалевский (1851-1916) писал, что характерной чертой того времени был огромный интерес к социальным проблемам" Мы без различия специальностей интересовались исключительно общественными вопросами, не выходя при этом нимало из среды чистой теории". Молниеносное распространение позитивистской социологии и явилось ответом на эту социальную потребность. Хотя социология в России выступала с рядом оригинальных идей, имела большое число научных школ и направлений, у социологов долгое время не было специальных исследовательских учреждений, обязательных учебных курсов, научных журналов. В начале XX века ситуация существенно меняется. В интеллектуальных кругах общества социология ассоциировалась с наукой, дающей возможности разбираться" в общественных положениях и отношениях". Поэтому возрастающий к ней научный интерес не случаен. Как и во всей мировой социологии после О. Конта, в российской социологии идут процессы дифференциации социального знания, поисков его места в системе других наук. В социологической теории этого периода преобладали редукционизм и натурализм различных оттенков, объединенные общей идеей, что детерминантой общественных отношений является психика человека. Различия в этом постулате возникали лишь тогда, когда речь заходила о том, что определяет психическую природу человека. Представители субъективной школы вслед за Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Объективизм стоял на позициях специфики природной среды при взаимодействии с личностью и возможности влияния человека на среду. Постепенно все биологические факторы стали рассматриваться в зависимости от социальных условий. | |
Просмотров: 2427 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |