Главная » Статьи » Общая социология |
Теоретические концепции современного (глобального) общества
Современное общество также качественно отличается от общности, как общность от общины. В современном обществе добыча и переработка природных ресурсов сменяется добычей и переработкой информации и развитием сферы услуг. Материальное производство превращается в производство услуг, среди которых на первое место выходят информационные технологии. Информационные технологии захватывают практически все важнейшие сферы общественной жизни: промышленную, политическую, военную, культурную. Смена технологического базиса сказалась на организации всей системы социальных связей. В результате меняется структура занятости, соотношение профессионально - квалификационных групп. В современном обществе взаимодействие людей определяется их социальными статусами. Статусы определяются не индивидуальными характеристиками людей, тех или иных основных групп, а общезначимыми факторами: образованием, опытом, талантом и т.д. А) Теория глобального общества И. Валлерштайна. Теоретики глобализации связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной). С 1750 по 1950 годы шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира. Ядро глобального общества (мировые лидеры производства) закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда – эксплуатации колоний и национальных окраин. К середине ХХ века определились лидеры мирового прогресса, и процесс развития мира стабилизировался. Человеческая цивилизация в целом развивалась в рамках двух систем; существуют сильные центры, а остальной мир (экономически зависимые страны) - экономически привязаны к центру. Экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Глобальное общество структурно поляризовано. Национальное развитие в такой системе достижимо только за счет других обществ, т.е. за счет других наций. Монополия центра может быть нарушена в случаях: а) объединения менее развитых стран на региональном уровне – создание супериферии, отдающей ресурсы на строительство локального ядра; б) радикального совершенствования технологической базы производства «периферийного» общества. В) Концепция коммуникативного общества Н. Лумана. Социокультурный подход Социокультурный подход включает в себя несколько факторов, определяющих современное общество. Вопрос о современном обществе, его теоретических истоках является одним из самых главных, поскольку только социокультурный подход к обществу дает возможность научного осмысления современных проблем общественного развития. Цивилизованный прогресс и повышение роли культуры в обществе. Культура зарождается и развивается одновременно с человеческим сообществом, она является связующей субстанцией, полем притяжения любого социума. Если проследить этапы развития человеческой цивилизации, оказывается, что культура постепенно вытесняет мифические интересы и мотивы небольших групп людей, становясь все больше достоянием большинства людей в обществе независимо от их пола, возраста, национальности и социального положения. Тем самым потребности развития сообществ обретает в современном обществе самодостаточное значение и определяющую роль. Действительно, зарождение цивилизации и возникновение традиционных государств связано, в основном с культурным и социальным развитием. Сама характеристика «традиционный», по М. Веберу, это уже оценка культуры, а в это время как раз и появляется письменность, возникает институт образования, науки, появляются ремесленные и (позже) мануфактурные технологии, зарождаются и растут города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы правления. Социальная коммуникация и культурная трансляция приобретают самостоятельный институциональный вес. Развитие индустриальных обществ выводит промышленное производство и технологии на первый план общественных ценностей, превращая их в основной ресурс. Высокая урбанизация и в целом возросшая мобильность смягчают социальное расслоение и сближают жизненные стандарты разных общественных групп. Формируются многонациональные государства, империи, которые вновь сменяются мононациональными и в конце XX в. иммиграция смешивает их населения опять. Развивается рыночная экономика, возникают три социальных мира: капиталистические лидеры, социалистические общества (те и другие индустриального типа) и развивающиеся страны (аграрного типа с преимущественно традиционными способами производства, но активно включающиеся в мировой рынок). «Третьи» страны и сегодня испытывают особые трудности не только экономического, но и культурного плана. Социологи отмечают, что эти общества начинают терять свою идентичность, чувствуют себя отсталыми и неконкурентоспособными, потерявшими достойную перспективу. Похожую фрустрацию пережили и общества советского типа, вступившие на путь капитализации и проведения рыночных реформ. Однако индустриально и геополитически они гораздо более состоятельны, и их идеологическая капитуляция, возможно, и не приведет к такой глубокой и разрушительной социокультурной аномии Современное постиндустриальное (информационное, технотронное) общество только начало развиваться. Это высокоурбанизированное общество, в котором основная часть национального дохода тратится на производство средств информации и человека, а не на средства физического существования. Джон Нэсбит счи-тает, что развитие многообразия культур самовыражения человека — творчества, религий, искусств — является «визитной карточкой» наступающего тысячелетия. Таким образом, вывод о том, что культура в процессе развития цивилизации начинает доминировать, является все больше предпочтительней. Кроме того, следует отметить, что культура — это целостная система, которая самопроизводится и самовоспроизводится. Можно сказать, что она сохраняет себя и развивается, проникает в подготовленные, а иногда и «случайные» души, захватывает, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческие жизни, наполненные культурным смыслом, становятся значительными, а творчество народных масс благодаря некоторым творческим людям, «входят в культуру» и делает эту культуру бессмертной. Прогресс человеческой культуры – это постоянный прогресс человеческого разума над природой, прогресс всеобщих человеческих ценностей: прав и свобод людей. | |
Просмотров: 4757 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |