Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 11.7.2025
Главная » Статьи » Социология религии

Функциональный подход к религии
Небольшой шаг отделяет вопрос: "Как возникла религия?" от последующего: "Что дает религия обществам и человеческим личностям?". Второй вопрос имплицитно содержится в большинстве самых ранних работ, посвященных теме источников религии. Достоинством более поздних работ такого рода является то, что они четко и ясно выделили функциональный аспект религии, обращая тем самым внимание на позитивный характер такого подхода, но одновременно и отмечая его ограниченные возможности. Дэвид Кингсли обращал внимание на то, что социальные теории зачастую неверно интерпретировали религию, некорректно ставя многие важные вопросы.
Первоначально они рассматривали религию с познавательной точки зрения и ставили вопрос: "Представляют ли религиозные идеи реальность?". Это вело к постановке следующей проблемы, касающейся сущности реальности и причин появляющихся при таком взгляде заблуждений, источником которых может выступать религия. Это ценная вещь при подобном подходе, но одновременно и свидетельство его слабости, так как он ведет к редуцированию религии к системе убеждений либо же представлений. Ответ на вопрос, представляют ли религиозные идеи "истинные" оси какой-то дефиниции действительности, становится проблемой метафизической, а не научной по своему характеру. Достоинством функционального анализа является то, что он избегает метафизических споров (значимость их бесспорна, но только для проблем, не являющихся предметом эмпирических исследований), зато утверждает: религиозные верования и культ существуют; они имеют определенные последствия для человеческих поступков.

Функциональная интерпретация базируется на нескольких связанных друг с другом идеях. Несомненно, важнейшей из них является та, которая гласит, что общества— это системы взаимно обусловливающих друг друга элементов. Поэтому-то религиозные представления нельзя понять в отрыве от целостной структуры, в которой они находятся. Это положение хорошо иллюстрируется в работе Д. Фортеса и Э. Эванс-Причарда "Африканская политическая система", где показано, каким образом религиозные символы, ритуалы, догматы и святые места объединяют социальные системы, интегральной частью которых они являются. Эти авторы представили целую систему мистических ценностей, которые действуют гораздо сильнее, чем требование простого послушания светским санкциям.

Идеей, тесно связанной с понятием системы, является тезис о существовании неких "неизменных точек соотнесения", находящихся в природе человека как биологического существа, в его психике, в структуре социальных систем и т.д., которые создают определенные условия, необходимые для жизни любого общества. Наверное, лучше всего будет, если мы придадим этому положению форму вопросов, чтобы выявить суть наших суждений: Какое значение для межчеловеческих отношений имеет биологическая "оснащенность" человека (долгое детство, продолжительная жизнь, относительное отсутствие "инстинктивных" реакций на пограничные, стрессовые и деструктивные ситуации, которые имеют место и любой общественной системе)? Обладают ли группы как таковые какими-то элементарными специфическими чертами, которые ограничивают сферу возможных путей развития общества? Ведут ли они к определенным "предварительным функциональным условиям", характерным для всех обществ, к необходимым для жизни обществ образцам?

В определенном смысле названные проблемы в данной постановке находятся в оппозиции к крайнему релятивизму, столь характерному для социологии в начальной фазе се развития. Они не отвергают релятивизма, говорящего о специфике содержания данной культуры, но допускают существование многих специфических форм как альтернативных способов прихода к функционально сходным требованиям общественной жизни. Религия, по мнению многих теоретиков-функционалистов, относится к ряду таких необходимых образцов.
Категория: Социология религии | Добавил: BCE (25.12.2010)
Просмотров: 1778 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz